Он рисует, занимается фотографией и резьбой по кости. Для конкурса, посвященного юбилею здания железнодорожного вокзала Норильска, изобразил этот памятник архитектуры на стекле методом гравировки. В историческом доме сейчас разместилось управление Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ), на котором он работает всю жизнь. Так что работа получилась знаковая.
– Сергей Владимирович, как вы постигали основы этой художественной технологии?
– Она простая – бормашинка, алмазная фреза и стекло. Все знают, что алмаз стекло режет. Решил попробовать. Как работать бормашинкой – я знаком, рисовать – говорят, что неплохо выходит. Вечеров пять ушло на изготовление. Затем смастерил подставку с подсветкой, чтобы светотень заиграла и изображение здания четче виделось. Получилось неплохо – мне нравится.
– В нарисованном вами здании находится музей истории Норильской железной дороги. Там можно найти много интересных подробностей 80-летней давности: про то, как железнодорожные пути прокладывались прямо по снегу, временные, на зимний период; как поезда из Дудинки в Норильск шли неделями из-за сильных снегопадов и пург, а расстояние-то чуть больше ста километров; про большую аварийность на дороге. Сейчас ведь ничего такого нет?
– Теперь, слава богу, все отлажено. Бывают форс-мажорные обстоятельства, но они быстро исправляются. Исходя из опыта предшествующих поколений железнодорожников, мы уже примерно знаем, откуда ждать подвохов. Экстраординарных событий, связанных со срывами доставки грузов грузополучателю, давно не было. Сходы вагонов, случаются, конечно, редко, но бывают – это один из моментов специфики нашей работы в северных широтах. Каждый такой инцидент разбираем, делаем соответствующие выводы, и таких случаев становится все меньше.
– Но ведь весной в Дудинке «экстрим» на причалах Заполярного транспортного филиала никто не отменял? Что там в это время происходит?
– Полностью подготавливается зона затопления Дудинского порта: причалы освобождают от грузов, выводят технику, портальные и самоходные краны, проводят зачистку от мусора, чтобы Енисей не засорялся. Соответственно, и железнодорожные пути полностью разбирают. После спада паводковых вод жизнедеятельность порта заново полностью восстанавливается в кратчайшие сроки, так как начинается летняя навигация.
– И пурги-метели никуда не делись.
– Конечно, затяжные пурги доставляют нам немало хлопот, полностью закладывая железнодорожные пути снежным покровом, но для этого у нас имеется специальная техника. С ее помощью разгребаем, освобождаем дорогу от снежных заносов, ведь непрерывность движения грузов по железнодорожной магистрали – это в какой-то мере одна из составляющих жизни комбината.
– Лето снова непростая пора?
– Вечная мерзлота с зыбкими грунтами, болотистая почва требуют от нас, железнодорожников, следить за состоянием верхнего строения пути – нашей «кровеносной системы». Летний период – это короткий промежуток времени, когда нужно успеть подготовить ее к нормальной работе на целый год. И от выполнения всех запланированных в этом направлении мероприятий зависят безопасность движения, целостность, сохранность и своевременность доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя. Главные наши заказчики – подразделения «Норникеля».
– За надежность путей отвечает главный инженер?
– Я отвечаю за результаты работы Дудинского железнодорожного цеха в части мероприятий, направленных на улучшение производственных показателей. Отвечаю за производственно-хозяйственную деятельность подразделений цеха в плане надлежащей эксплуатации и своевременного выполнения работ по содержанию и ремонту подвижного состава (тепловозы), путевой и автотракторной техники, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, железнодорожного пути, зданий и сооружений, состоящих на балансе цеха. Контролирую материально-технические и производственные запасы подразделений цеха, выполнение работниками требований и норм, направленных на обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, безопасности движения поездов и маневровой работы.
Забот полон рот. Не бывает такого, чтобы можно было посидеть помечтать о чем-то постороннем. Сегодня, например, работал со складами участков цеха. Рельсы, шпалы, запасные части на технику и прочее не просто так даются, их приобретение и выдачу нужно соответствующими бумажками подтверждать. Подсчитывал, смотрел, что нам нужно. В скором времени начнется заявочная кампания на следующий год. Нужно подбивать свои закрома, чтобы знать, что потребуется и в каком количестве (лишнего никто не даст) на следующий год.
– Журналисты давно заметили, что железнодорожники удивительно открытые, отзывчивые, добросовестные люди. Почему?
– Мы не военные, что нам скрывать? К взаимопомощи мы всегда готовы потому, наверное, что завязаны друг на друге. Если те же путейцы где-то недоработают в плане безопасного состояния железнодорожного пути, то там не проедут машинисты на своих тепловозах, не потащат вагоны с важным грузом. Если неправильно загружен или закреплен на вагоне груз и это просмотрели приемосдатчики и осмотрщики-ремонтники вагонов, то груз просыплется, потеряется в дороге. А мы для чего нужны? Для того чтобы груз доставить из одной точки в другую в целостности и сохранности. Железнодорожники – звенья одной цепи, работающие на один результат, поэтому отношение к делу у всех соответственное, между людьми доверие, понимание.
– Впечатляет количество выданных вам благодарностей и знаков отличия, вы кадровый работник и Заполярного филиала, и Норильской железной дороги, еще в молодом возрасте получили звание Ветерана труда Норильской железной дороги. Какие особенности характера у вас главные?
– Я усидчивый, люблю доводить дело до конца и не быть кому-то должным. Это касается и материальных ценностей: занял – отдал, и ценностей нравственных: если кому-то что-то пообещал – надо сделать.
– Был паренек, окончивший школу в таймырском поселке Караул, получился главный инженер в Дудинском железнодорожном цехе ПТЖТ. Как вы попали на железную дорогу?
– Когда бросил Восточно-Сибирский технологический институт в 1988 году. Зимнюю сессию в институте сдал, но скучно мне там было, решил вернуться домой и начать работать. Забрал документы и прилетел в Дудинку. К тому времени родители переехали сюда из Караула, работали учителями.
– С чего начинали?
– По комсомольской путевке устроился учеником слесаря по ремонту подвижного состава в Дудинский железнодорожный цех тогда еще Норильской железной дороги. К лету сдал на первый разряд, а осенью призвали на службу в ряды Советской армии. Два года отслужил в зенитно-ракетных войсках противовоздушной обороны в Монголии – почти на родине, я сам родом из Бурятии. Отслужил отлично и вернулся на свое же рабочее место. Стал потихоньку расти, получать разряды, был и звеньевым, и бригадиром слесарей вагонного депо Дудинского желдорцеха.
В 2001 году в связи с закрытием вагонного депо в Дудинке перевели в пункт технического осмотра вагонов на станцию Дудинка осмотрщиком-ремонтником вагонов пятого разряда, а затем бригадиром осмотрщиков-ремонтников вагонов. В 2014 году, когда Дудинский железнодорожный центр снова был преобразован в подразделение Норильской железной дороги, стал инженером первой категории. Параллельно, в 2013 году, окончил Иркутский государственный университет путей сообщения.
– Судя по фото, у вас и дома хорошая компания?
– Ну да, жена и трое детей. Старшая дочь Мария окончила Красноярский медицинский, сейчас в ординатуре заканчивает обучение, сын Алексей – в сельскохозяйственной академии, тоже в Красноярске, факультет информатики, младшая дочь Светлана с нами, в седьмом классе учится.
– Жена тоже работает на железной дороге?
– Да. Судьба нас там с Юлей и соединила. Мы смеемся иногда: нас свела общественная работа. Однажды на День железнодорожника получили задание развозить подарки ветеранам, которые уже не работают, но живут здесь, в Дудинке. Развозили, раздавали и дораздавались.
– Дудинку любите? Мы, норильчане, любим к вам приезжать. У вас воздух пахнет материком.
– Да? Не замечал. Енисеем летом пахнет – это да!
– Норильчане и за грибами едут поближе к Дудинке. А вы любитель таких походов?
– По тундре походить, подышать свежим воздухом, комаров покормить немножко – почему нет? Опять же, заготовить грибов-ягод на зиму – замариновать, наморозить, наварить варенья. Ну а свеженьких грибов, которые «только с грядки», пожарить с картошкой, да со сметанкой – вкусно!
– Что вас к творчеству тянет после работы? Гены?
– Может быть. У меня отец, Владимир Алексеевич Рандин, известный в крае мастер. Его работы разошлись по всему миру, начинал он в Дудинке, резьбой по кости занимался, а сейчас, на пенсии, в Назарово, и рисует, и режет по кости, и фотографией занимается. У родителей и дачка есть небольшая, и на рыбалку они ездят. Живут полноценной жизнью!
А я рисую для себя и друзьям раздаю свои работы. Так чтобы сидеть и прямо заниматься-заниматься – такого нет. Только когда Муза пришла-посетила. Бывает, допоздна на работе, а вечерами Ночная хоккейная лига. Тоже нельзя пропускать.
– На коньки давно встали?
– Отец, когда в Бурятии жили, сам в хоккей играл и меня в это дело втянул. Была там и спортивная школа, где я учился стоять на коньках, осваивал азы, так сказать. Спорт был бесплатным, и все мальчишки какую-либо секцию да посещали. Так и я: зимой – хоккей, а летом – футбол. Наша команда ДЮСШ участвовала в региональных играх «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».
– Увлечения отца сыграли для вас важную роль?
– Специально он меня ничему не учил. Был просто примером. Я наблюдал со стороны и перенимал его отношение к труду, к семье, к общению с другими людьми.
– Тренировки у вас когда?
– Через день: вторник, четверг, суббота и воскресенье. Тренируемся в нашем дудинском Ледовом дворце.
– Команда железнодорожников?
– Нет, это сборная Дудинки, со всех предприятий и организаций. Сейчас у нас три команды разных возрастов, моя – 40+. Участвуем в чемпионате Норильского промрайона, в этом году, кстати, наша команда «Таймыр» заняла 3-е место. На сайте Ночной хоккейной лиги есть фото и информация о нашей команде.
– Что для вас спорт?
– Разрядка, и моральная, и физическая. Бывает, с работы придешь как выжатый лимон, проблемы в голове: как одно сделать, как другое и про третье надо не забыть. На тренировку и идти-то вроде не хочется, но заставляешь себя. А придешь, побегаешь, поиграешь, потолкаешься, и – раз! – усталость ушла и проблемы в голове на место встали.